Выездная налоговая проверка

Автор: Ветошко К.А.
09.10.2010 г.

Каждый может прочитать статью 89 Налогового Кодекса РФ, посвященную выездным налоговым проверкам. Но мало кто знает, что они собой представляют на самом деле. Даже профессиональные юристы, не имеющие опыта работы в налоговых органах, не способны до конца разобраться в трудностях ее проведения, хитросплетениях многочисленных формальных процедур и тонкостях сбора и опровержения доказательной базы.

Выездная проверка - это, пожалуй, самый неприятный сюрприз, который может преподнести налоговая инспекция. Этот вид налогового контроля является крайне неудобным и опасным для любого налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка не имеет практически ничего общего с камеральной. Последняя чаще всего является рутинной, проверяются почти все декларации, и шанс, что в них обнаружат и смогут доказать намеренное искажение данных, очень мал. Совсем другое дело выездная проверка.

Первое, что стоит помнить любому налогоплательщику, – с выездной проверкой никогда не приходят просто так. Регулярно проверяются только крупнейшие налогоплательщики, всех же остальных включают в план, если предполагают большие доначисления по ее результатам.
Так что если к Вам пожаловала выездная проверка, можете быть уверены: Вас уже априори записали в недобросовестные налогоплательщики. Даже если Вы уверены, что честно уплатили все налоги, не стоит обольщаться, налоговый инспектор никогда в это не поверит, он просто не имеет на это права.
Для выездных проверок существуют минимальные размеры начислений – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей, в зависимости от объемов деятельности налогоплательщика.
Налоговый инспектор, который допустит безрезультативную или низкорезультативную выездную проверку, рискует лишиться на длительный период времени любых премий, а то и вовсе вылететь с работы. Поэтому он будет до последнего искать хотя бы намек на нарушения, даже если их нет и в помине.

Выездная налоговая проверка, как правило, проводится по месту нахождения налогоплательщика. За отпущенные им законом два месяца проверяющие могут серьезно осложнить жизнь организации или индивидуальному предпринимателю. Более того, выездная проверка может затронуть и деловых партнеров проверяемого лица, что иногда негативно сказывается на репутации. Так, проверяющие наделены полномочиями запрашивать у контрагентов любые документы и сведения, касающиеся Вашей деятельности.
Ну, а если нарушение не найдено, проверку чаще всего продлевают или приостанавливают, после чего все начинается по новому кругу.

При проведении выездной проверки налоговая инспекция наделена практически всеми полномочиями, предусмотренными в налоговом кодексе, начиная от осмотров и заканчивая выемкой документов.
С другой стороны, проводя выездную проверку, налоговый инспектор обязан соблюдать огромное количество формальных процедур, связан по рукам и ногам внутренними регламентами. У проверяющих практически всегда нет времени, чтобы охватить всю деятельность плательщика, поэтому они вынуждены пользоваться выборочным методом. Их работу также осложняют и многочисленные проблемы взаимодействия внутри налоговой службы. Поэтому так важно, чтобы при проведении выездной налоговой проверки вас консультировали люди, не понаслышке знакомые с этим видом налогового контроля.

Проведение и главное результаты выездной налоговой проверки оформляются целым рядом официальных документов, с которыми должен быть ознакомлен плательщик.  В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.
На представление возражений на акт проверки предоставляется 15 рабочих дней, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности. При этом несоблюдение налоговым органом ряда требований предусмотренных в ст. 101 НК РФ может впоследствии послужить основанием для его отмены.
Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Только в случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом (или удовлетворения частично) решение может быть обжаловано в суд.

В первую очередь о возможности обжаловать результаты выездной налоговой проверки стоит помнить тем индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, которым по результатам налоговых проверок были начислены громадные суммы налогов, штрафов, пеней. Не стоит забывать и о том, что индивидуальные предприниматели и должностные лица юридического лица несут уголовную ответственность, за уклонение от уплаты налогов и сборов в крупных и особо крупных размерах. Особо стоит отметить, что это касается должностных лиц имевших полномочия именно в тот момент, когда данные налоги и сборы должны были быть уплачены, а значит даже уход с постов руководителя или главного бухгалтера не поможет впоследствии избежать уголовного преследования.
Для того чтобы защитить свои интересы, отстоять деловую репутацию, сберечь  время и деньги, необходима помощь профессионалов. Но далеко не каждый юрист, в том числе и адвокат, способен грамотно оспорить акты или решения налоговых органов. Для этого требуются специфические знания налогового законодательства, бухгалтерского и налогового учета, богатый практический опыт работы в налоговых органах и ведения подобных дел.

Не стоит бояться спорить с налоговым органом. С полной уверенностью можно говорить о том, что если ваши интересы будут представлять профессионалы, специализирующиеся на налоговых спорах, то почти всегда существует возможность оспорить результаты выездной налоговой проверки. Так любые доказательства могут быть интерпретированы судом по-разному или вовсе не приняты, как полученные ненадлежащим образом. Их могут счесть недостаточными или противоречащими выводам, указанным в оспариваемых решениях. Почти всегда есть возможность найти и представить новые доказательства, указывающие на добросовестность налогоплательщика. Также существует множество формальных процедур, которые работники налоговых органов обязаны соблюдать, но зачастую ими пренебрегают, что может привести к отмене их решений.

Теги: НК | статья 89 | Выездная проверка|

Тел.: 66-55-04

Схема проезда


Кликните на картинку, чтобы увеличить

Новости сайта

Статья: Проблемы, связанные с регистрацией юридических лиц и ИП (читать).

Статья: Распределение ведения наследственных дел между нотариусами г. Брянска и Брянского района (читать).


Статья: Многообразие способов возникновения права собственности на недвижимое имущество (читать).


Статья: Пониженные тарифы для малого бизнеса по страховым взносам во внебюджетные фонды (читать).