Готовящийся проект глобальных изменений в Гражданское законодательство

Автор: Романов Р.П. и Ветошко К.А.
14.12.2010 г.


Судя по всему, сейчас в Российской Федерации взят курс на глобальное изменение Гражданского законодательства. Помимо пересмотра Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) планируется внести изменения либо принять новый закон в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ними, правового положения хозяйственных обществ, некоммерческих организаций, ГУПов и МУПов и т.д. Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства уже разрабатывается проект Федерального закона во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании гражданского законодательства».
На всеобщее обозрение он выложен на официальном сайте Высшего Арбитражного суда РФ. Также вы их можете скачать с нашего сайта в разделе "Нормативно-правовые акты"

Уже сейчас видно, что изменения затрагивает практически все разделы Гражданского кодекса РФ. Взят курс на приведение гражданского законодательства к современным реалиями, а также на борьбу с фирмами-однодневками. Необходимо подчеркнуть, что разрабатываемый проект закона еще не получил официального статуса законопроекта, и сроки его вынесения на обсуждение в Государственную Думу не известны.
Остановимся на основных из планируемых изменений.

Гражданский Кодекс, Часть первая.

Глобальные изменения ждет порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В первую очередь планируется передать функции по государственной регистрации от налоговых органов органам юстиции. Пока из проекта закона не понятно, будет ли заниматься регистрацией Росреестр или для этого создадут специальную службу. Во всяком случае, передача полномочий новому ведомству породит массу проблем простым гражданам. Не секрет, что налоговые органы, которые занимаются регистрацией с 2004 года, до сих пор всячески вставляет палки в колеса заявителям, трактуя закон по-своему, но нельзя не отметить тот факт, что этих проблем с каждым годом становится все меньше и меньше, так как механизм становится более отлаженным. При создании новой Федеральной службы или передачи полномочий Росреестру снова возникнут проблемы недопонимания со стороны органа государственной власти, и процесс стабилизации будет запущен практически с нуля.

Планируется расширить список оснований для отказа в государственной регистрации (п. 5 ст. 51 Проекта). К имеющимся уже основаниями как непредставление всех документов и представление недостоверных сведений прибавятся несоответствие устава закону, наличие в уставе положений, противоречащим основам правопорядка и нравственности, создание юридического лица в нарушение закона, неправомерное использование чужого фирменного наименовании. Не совсем ясно, что конкретно подразумевается под понятием наличие положений, противоречащим основам правопорядка и нравственности и как этот пункт будет применяться на практике.
Также введение новых возможностей для защиты фирменного наименования может привести к серьезным последствиям. Сейчас на территории РФ зарегистрировано более миллиона ООО, многие из которых имеют одинаковые названия и ведут свою деятельность в разных регионах РФ. Если этот пункт будет принят, то не понятно, как будет решаться вопрос с организациями, имеющими одинаковое фирменное наименование.

В соответствии с проектом планируется ввести обязанность органов юстиции проверять устав на соответствие его закону, причем появится понятие типового устава. Приблизительно такой же порядок предусмотрен сейчас для регистрации некоммерческих организаций. Департамент Юстиции тщательно выверяет уставы НКО на соответствие его закону. Но сроки регистрации НКО иные, регистрация НКО составляет 14 дней и 5 дней в налоговом органе, регистрация общественных объединений – 30 дней и 5 дней в налоговом органе. При этом количество желающих зарегистрировать НКО в разы меньше, чем желающих зарегистрировать коммерческую организацию. Необходимо учитывать, что сейчас срок регистрации в налоговом органе составляет 5 дней. Таким образом, обязанность выверять уставы организаций приведет к возрастанию нагрузки на работников органа гос. регистрации и потребует существенного увеличения срока регистрации.

В проекте закона также будут переработаны правовые положения о хозяйствующих обществах.
Одним из самых спорных пунктов нового проекта является увеличение минимального значения уставного капитала для ООО и АО. Планируется ввести для ООО минимальный уставный капитал – 500 тыс. руб., для акционерных обществ – 5 млн. руб. Данные значения совершенно не соответствуют реалиям российской экономики. Введение этих норм практически уничтожит малый и средний бизнес, курс на поддержку которого взят высшим руководством. Причина таких изменений кроется в желании поставить барьер для регистрации фирм-однодневок.

Помимо увеличения минимального уставного капитала для борьбы с фирмами-однодневками планируется ввести следующие нормы:
- оплата минимального уставного капитала деньгами. Эта норма практически запрещает учреждать организацию с вкладом в уставный капитал в виде имущества. В обязательном порядке необходимо оплатить УК деньгами в сумме 500 т.р. (5 млн. руб.), что становится еще одной преградой для малого и среднего бизнеса.
- обязательная оплата 3/4 УК до регистрации;
- вводится презумпция соответствия действительности данных, содержащихся в ЕГРЮЛ;
- обязательная оценка имущества, вносимого в качестве вклада в Уставный капитал;
- организации, ненаходящиеся по своему юридическому адресу, самостоятельно несут риск неполучения юридически значимых сообщений. С одной стороны эта норма позволит гражданам и юридическим лицам, а также гос. органам уведомлять организации, которые не находятся по своему юридическому адресу. Будет проще известить о судебном заседании такие организации, о выходе участника из ООО, об увольнении директора из не ведущей деятельности организации и т.д. Эта норма направлена на то, чтобы избавиться от такого понятия как «почтовый адрес организации», эта динамика носит положительный характер и соответствует современным условиям. Но, с другой стороны, это позволит злоупотреблять правом, в случаях, когда организация находится по месту регистрации, но по каким-то независящим от нее причинам не получила сообщение. Норму необходимо доработать.

Желание Правительства начать активную борьбу с фирмами-однодневками понятно – с помощью таких организаций прокручиваются схемы по уклонению налогов. Но готовящиеся методы борьбы скорее принесут вред честному малому и среднему бизнесу, нежели недобросовестным организациям. Лазейки для получения налоговой выгодны все равно остаются, а любой уставной капитал можно будет вывести из ставшей ненужной фирмы.
Решение бороться с фирмами-однодневками, предлагаемыми в законопроекте мерами это ошибочный путь. Нельзя бороться только со следствием, но не трогать основную причину. Главная цель использования фирм-однодневок – это возмещение НДС из бюджета или занижение налоговой базы. И возможны они только из-за несовершенства самого порядка налогообложения в РФ. Пока не внести кардинальные изменения в налоговое законодательство, проблемы с фирмами-однодневками останутся.

Другие изменения в области корпоративного права:
- единственный учредительным документом станет устав;
- вводятся понятия признание реорганизации недействительной и признание реорганизации несостоявшейся в качестве метода борьбы с рейдерством. Признание реорганизации недействительной не влечет ликвидацию вновь образованного юридического лица. Такой порядок применяется, если был нарушен порядок реорганизации, но не имело место насильственный захват собственности. В этом случае лицо, голосовавшее «против» или не участвующее в голосовании, получает компенсацию, которую выплачивают другие участники. Если же имели место насильственный захват собственности, подделка документов и иное, то такую реорганизацию можно признать не состоявшейся;
- при ликвидации объединили третью и четвертую очередь;
- вводятся понятия корпорации (ООО, ОАО, ЗАО, ТнВ, полное товарищество и т.д.) и унитарные организации (ГУП, МУП, учреждение);
- убирается понятие общества с дополнительной ответственностью;
- возлагается субсидиарная ответственность на единственного участника ООО по сделкам, которые были совершены по его указанию. Если директор и участник – это одно лицо, то получается, он несет ответственность всем своим имуществом по своим обязательствам. Таким образом, это положение в корне противоречит основам законодательства о юридических лицах и поэтому не может быть внесено в ГК в нынешнем виде.
- планируется принятие единого закона «О хозяйственных обществах» вместо закона «Об ООО» и «Об акционерных обществах», хотя на самом деле оба этих закона совершенно не похожи друг на друга, и их объединение кажется не целесообразным.

В целом, пока нельзя утверждать, что все эти изменения будут внесены в законопроект, так как пока этот проект только зарождается и, скорее всего, будет постепенно видоизменяться. Многие поправки в ГК носят косметический характер, многие направлены на приведение кодекса к современным реалиям (пример: исключена обязательность ведения юридическим лицом баланса или сметы, что на самом деле уже давно не требуется). Четко прослеживается курс Правительства на изменение системы государственной регистрации и борьбу с однодневками. И какие изменения внесут на обсуждение в Государственную Думу пока сложно сказать. Одно можно сказать точно – данный проект нуждается в существенных коррективах, он должен пройти не только тщательную правовую экспертизу, но и подвергнуться общественному обсуждению как со стороны простых граждан, так и со стороны представителей бизнеса.

Теги: ГК | Гражданский кодекс | Уставный капитал ООО 500 тысяч| Орган юстиции| Антирейдерские поправки| Регистрация ООО | Фирмы-однодневки | Уставный капитал|

Тел.: 66-55-04

Схема проезда


Кликните на картинку, чтобы увеличить

Новости сайта

Статья: Проблемы, связанные с регистрацией юридических лиц и ИП (читать).

Статья: Распределение ведения наследственных дел между нотариусами г. Брянска и Брянского района (читать).


Статья: Многообразие способов возникновения права собственности на недвижимое имущество (читать).


Статья: Пониженные тарифы для малого бизнеса по страховым взносам во внебюджетные фонды (читать).